Смена лидеров

Сентября 5, 2014
Смена лидеров
В 2011 г. количество кофеен 70 ведущих брендов Европы выросло на 8%, достигнув 10 474 точек. Десять крупнейших операторов увеличили количество заведений на 11%. По итогам прошлого года в рейтинге сменился лидер: на первое место вышла британская сеть Costa Coffee. Второе место занял бренд McCafe, показав рост 23%. Две быстро расширяющиеся в Европе сети обогнали лидера мирового рынка Starbucks. Представляем ежегодное исследование сегмента кофеен от журнала «Foodservice Europe & Middle East».
Costa Coffee

Европейский рынок кофеен в 2011 г. расширялся намного быстрее, чем в 2010-м. Количество заведений впервые превысило отметку 10 тыс. Более половины из 70 ведущих игроков отмечают рост количества своих торговых точек, у 40% число заведений снизилось, для четырех брендов показатели остались на прежнем уровне. Имела место консолидация сетей, особенно в Испании и Великобритании.

В 2012 г., по прогнозам, рост продолжится, особенно в местах с высокой проходимостью: за лучшие локейшены будет разворачиваться серьезная борьба. Внимание ключевых игроков сегодня привлекают два формата - отдельно стоящие кофейни с drive-in и сотрудничество с отелями для открытия кофеен в вестибюлях гостиниц.

Все больше компаний используют социальные сетевые сервисы, мобильные приложения и программы лояльности. Применение этих новых инструментов коммуникации с гостями и укрепления лояльности клиентов, а также предложение им дополнительных бонусов и услуг - один из ключевых факторов успеха.

В 2011 г. всех участников рынка затронула общая проблема - высокие и волатильные цены на кофе, какао и молоко. В 2012 г. ситуация вряд ли улучшится, следовательно, сохранится необходимость корректирования ценовой политики в кофе-барах.

70 ведущих игроков

В рейтинг включены 70 игроков на рынке кофеен, которым принадлежат в общей сложности 10474 заведения в Европе. Рост количества точек за 12 месяцев составил ровно 8% (2010: +4%, 2009: +3%, 2008: +16%).

Лидер рынка - Costa Coffee, бренд, под которым работают 1550 точек в 14 европейских странах.

В третий раз лидеры рейтинга - три бренда, под каждым из которых работает более 1000 кофеен. Самые сильные показатели роста - у McCafe, сеть выросла на 282 заведения (+23%).

Самые популярные кофеные бренды Европы

2011 год стал годом противоположных тенденций развития: 38 брендов открыли новые заведения, 29 игроков сократили количество точек, четыре компании остались на прежнем уровне.

Рост количества заведений: на первом месте по абсолютным показателям McCafe (+282), за ним следуют Costa Coffee (+208), Starbucks (+105) и российский бренд «Шоколадница» (+61). В относительном исчислении лидирует немецкий бренд Caffe Dallucci (контрактный кейтеринг, в основном модули в столовых группы Eurest/Compass Group) с ростом на 87%. За ним следуют еще одна немецкая сеть кофеен - Coffee Fellows (81%) после приобретения и переименования 25 точек Coffeeshop Company, а также испанская сеть Charlotte Cafe (50%).

Наиболее широко представлены в Европе сети Segafredo (37 европейских стран), McCafe (23 страны) и Starbucks (21 страна).

Участники рейтинга - 71 бренд из 20 стран мира: по 14 брендов родом из Германии и Испании, шесть - из Великобритании, по пять — из Австрии и Нидерландов. Следует отметить, что в десятку лидеров вошли две российские компании.

Из 71 бренда восемь представлены в десяти или более странах. 33 бренда работают только на одном рынке - в своей стране происхождения.

Быстрорастущие сети кофеен

12 компаний-лидеров

Costa Coffee

1. Costa Coffee. Показатели этого бренда значительно выросли с момента составления предыдущего рейтинга. Под брендом Costa Coffee (владелец - компания Whitbread) работают 1595 заведений в 14 странах. Годовой прирост по количеству точек составил 15%. Британская сеть обогнала Starbucks, лидера мирового рынка. По всему миру работает более 1800 кофеен Costa Coffee.

Более 80% европейских кофеен расположены в Великобритании. Среди новых форматов кофеен, появившихся в Великобритании, - Costa Drive-thru в Ноттингеме. В планах компании - открыть 75 заведений такого формата по всей стране. Всего в течение следующих 50 лет сеть планируют расширить до 3000 заведений.

«В последние 12 месяцев мы уделяли наибольшее внимание разработке новых продуктов, - делится специалист по маркетингу британского офиса Costa Coffee Мелисса Мейс. - Летом напитки из ассортимента Ice Cold Costa обеспечили рост выручки на 44% (до 12,4 млн фунтов стерлингов). Этому способствовали удлиненный период продажи и новые вкусы напитков. В августе 2011 г. мы представили «Коста Лайт» - напиток с пониженной калорийностью и пониженным содержанием кофеина. За месяц доля этого напитка в общих продажах кофе достигла 1-2%».

В 2010 г. сеть Costa Coffee представила напиток «Флэт Уайт» (меньше молока, чем в латте; благодаря особой технологии подогрева молоко приобретает более бархатную текстуру) и запустила первую рекламную кампанию на британском телевидении с рекламной поддержкой в газетах.

Стаканы для чая и кофе

2. McCafe. Эта концепция «магазина в магазине» компании McDonald's присутствует в 23 европейских странах. В 2011 г. в их число вошла Украина, где открылись семь заведений. Концепция, созданная в Австралии, быстрее всего развивается во Франции (+58 точек), Германии (+46) и Польше (+38). В общей сложности компания McDonald's увеличила число McCafe в Европе на 23% (в 2010 г. - на 12%). Таким образом, в рейтинге крупнейших кофеен на европейском рынке сеть вышла на второе место, обогнав Starbucks.

На крупнейшем европейском рынке, в Германии, McDonald's с 2011 г. тестирует McCafe нового поколения. Во флагманском заведении в Берлине основной акцент сделан на новый ассортимент. На главном железнодорожном вокзале Кельна открылась первая отдельно стоящая кофейня в новом формате. McCafe работают уже более чем в 3000 ресторанов McDonald’s по всему миру.

3. Starbucks. Лидер мирового рынка; под этим брендом работает около 17 тыс. кофеен. В Европе сеть в 2011 г. выросла на 8% (2010: +6%). На 2012 г. запланировано быстрое расширение сети. Недавно компания Starbucks в Европе перешла в наступление, сосредоточив основные усилия на рынках Германии, Франции и Великобритании. Кроме расширения ассортиментного предложения в розничной сети цель компании - усилить свое присутствие на вокзалах и в аэропортах. Дополнительные возможности развития: выдача лицензий заведениям общественного питания у автомагистралей (в начале 2012 г. уже было заключено партнерское соглашение с компанией Autogrill) и сотрудничество с отелями. В Германии Starbucks планирует открыть первые отдельно стоящие кофейни с drive-thru, эта модель уже достаточно широко представлена в Великобритании. На родине бренда она пользуется огромным успехом.

McCafe в Европе
Starbucks в Европе

4. Tchibo. Немецкая компания-поставщик кофе открыла 30 новых заведений. Под брендом Tchibo работают 860 кофе-баров в восьми странах Европы, 534 из них - в Германии. Фильтр-кофе остается лидером продаж в стране происхождения бренда.

Segafredo Zanetti

5. Segafredo Zanetti. Бренд Segafredo, работающий в 37 странах, остается наиболее широко представленным участником рейтинга. Концепция, созданная в 1988 г., отметила 3%-ный рост; теперь эта сеть насчитывает 480 точек. «Рынок кофеен не слишком пострадал от кризиса. В 2012 г. бизнес будет стремительно развиваться», - считает Франц Швайгер, управляющий Segafredo Zanetti в Германии.

6. Caffe Nero. Третья по величине сеть кофеен в Великобритании. Под этим брендом работают 465 заведений по всей стране, в том числе 16 мобильных киосков Nero Express на железнодорожных вокзалах. В целом по Европе сеть насчитывает 477 точек в двух странах: Великобритании и Турции (12 заведений). Бренд также присутствует в ОАЭ.

7. «Шоколадница». Концепция, основанная в 2001 г. российским предпринимателем Александром Колобовым и его семьей, выросла в крупнейшую сеть кофеен на территории бывшего СССР. По количеству заведений она входит в пятерку крупнейших операторов общественного питания в России. Сеть с полным обслуживанием в последние годы отмечает значительный рост, занимая все доступные помещения в центре Москвы. Бренд расширяется за счет открытия новых заведений - как под управлением компании, так и по франчайзингу. В настоящее время «Шоколадница» активно продвигает кофе навынос, стремясь составить конкуренцию Starbucks - бренду, занимающему все более сильные позиции в российской столице.

Держатели для кофейных стаканов

8. Coffeeright. Греческий бренд, принадлежавший компании Gregorys’, уже третий раз попадает в десятку лидеров рейтинга. Кроме Греции сеть Coffeeright также представлена в Румынии, на Кипре и в Албании, всего под этим брендом работают 260 заведений (+3%).

9. «Кофе Хауз». До начала экономического спада этот российский оператор был лидером в российском сегменте кофеен. За последние несколько лет сеть несколько сдала позиции, хотя по-прежнему входит в тройку крупнейших на своем рынке. По франчайзингу бренд не работает.

Espresso HouseEspresso House
Waynes CoffeeWaynes Coffee
Testa Rossa espressoTesta Rossa espresso

10. Hema Koffiebuffet. Сеть супермаркетов Hema продолжает стабильно расширяться. Количество магазинов выросло с 516 до 590. 482 из них расположены в Нидерландах, 87 - в Бельгии, десять - в Германии, три — в Люксембурге. В 210 супермаркетах (как правило, самых крупных) работают кофейни Koffiebuffet. К настоящему времени компания изменила оформление значительного количества кофеен и расширила ассортимент сэндвичей, булочек и кексов.

11. Coffeeshop Company. Австрийская Scharf Group увеличила количество точек на 3%. В 2011 г. компания уделяла особое внимание расширению сети на рынках России (+22 точки) и Словакии (+7). С другой стороны, в Германии 25 заведений Coffeeshop Company были проданы Coffee Fellows. Цель компании - продвигать дальнейшее сотрудничество с сетями пекарен в формате «магазин в магазине». По всему миру под этим брендом работают 228 точек, на 2012 г. запланировано открытие еще 25-30 заведений.

12. Cafe & The. Эта сеть кофеен смещает акцент с кофе на тапасы. Вскоре бренд будет переименован в Cafe & Tapas, что уже имело место при выходе на рынок Великобритании. В Испании идет редизайн заведений в связи со сменой названия и концепции. Расширение сети планируют в первую очередь в Мадриде и Барселоне.

Рейтинг 70 ведущих игроков на европейском рынке кофеен - результат совместной работы редакции и региональных корреспондентов журнала «Foodservice Europe & Middle East». Перечень игроков должен быть практически полным.

Топ кофеен Европы

«Источник: FoodService №3 2014 г.»

Этой новостью можно поделиться в соц. сетях:

Товар добавлен в корзину!
Вход
Регистрация
Каталог по брендам
Просмотренные товары
Контакты
Торговые марки
Новости
Полезное видео