Давайте посчитаем

Февраля 19, 2016
Давайте посчитаем
С 1 января 2016 г. в России вступают в силу изменения в работе розничных точек реализации алкогольной продукции - ресторанов, баров и кафе в том числе. Заведениям нужно будет приобрести и установить дополнительное программное обеспечение, а технологам, кладовщикам и бар-менеджерам - освоить новые правила работы с алкоголем. «FoodService» разбирался, насколько серьезны эти перемены.

В деятельность рестораторов вводится новая аббревиатура ЕГАИС - единая государствен ная автоматизированная информационная система, созданная для осуществления контроля над объемом производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции. Сегодня ЕГАИС контролирует Федеральная служба Росалкогольрегулирования (ФС РАР). С 1 января 20i6 г. магазины и рестораны должны будут отправлять в ЕГАИС информацию о поступлении алкоголя. Представители ФС РАР рассчитывают таким образом сократить объем нелегального оборота алкоголя. «Тестовую эксплуатацию ЕГАИС мы проводим более трех лет, - рассказывает пресс-секретарь ФС РАР Александр Куликов. - С 2012 г. в эксперименте были задействованы розничные точки, в 2013 г. к ним были добавлены и крупные сетевые ритей-леры. В итоге та или иная нелегальная алкогольная продукция была обнаружена в 6о% магазинов». В ресторанах подобного рода тестов не проводили.

Официально изменения подтверждаются Федеральным законом от 29.06.2015 Ш182-ФЗ. На практике система реализуется следующим образом. Для начала ресторатору нужно приобрести аппаратный ключ крипто-защиты JaCarta PKI/ГОСТ SE и записать на него цифровые подписи (ЭЦП), которые также называются квалифицированными электронными подписями (КЭП). Это стоит около 4000 руб. Ключи продает компания ФГУП «ЦентрИнформ» (это структура ФС РАР - разработчик и поставщик решений для ЕГАИС) и авторизованные дилеры. Далее ресторатор проходит регистрацию на сайте ФС РАР - service. fsrar.ru, получает доступ в личный кабинет и генерирует программный RSA-ключ, который позволяет работать с ЕГАИС, он записывается на тот же носитель JaCarta. Такой комплект подписей и сам носитель должны быть индивидуальными у каждого юридического лица и быть приобретены на каждый фактический адрес ведения деятельности, указанный в алкогольных лицензиях. Ключ должен находиться на самом объекте. Кроме того, с сайта ФС РАР нужно скачать бесплатный универсальный транспортный модуль (УТМ). Его необходимо настроить и синхронизировать с товароучет-ной программой ресторана - он станет своеобразным шлюзом между рестораном, поставщиком и сервером ЕГАИС. На этом подготовительная часть заканчивается. В случае необходимости на сайте ФС РАР можно найти видеоинструкции по установке УТМ. Кроме того, авторизованные поставщики ПО регулярно проводят вебинары, частные выезды или оказывают помощь в подключении удаленно.




Наладить контакт

Сложнее всего придется рестораторам, которые работают на технике, не соответствующей требованиям ФС РАР. В частности, для корректной работы УТМ необходима установка ОС Windows 7 Starter и выше. При этом связь с ЕГАИС можно настроить и на более ранних версиях ОС, до сих пор часто используемых, но в случае возникновения проблем «ЦентрИнформ» не гарантирует оказания полноценной технической поддержки. Александр Куликов объясняет это тем, что сама компания Microsoft больше не поддерживает этот вариант операционной системы, потому и полноценной помощи в работе с ней гарантировать нельзя.




С 1 января каждый поставщик обязан будет отправлять накладные в ЕГАИС через свой УТМ. ЕГАИС списывает алкогольные позиции со склада поставщика, а ресторан получает накладные через свой УТМ в систему. «Если раньше ФС РАР контролировала цепочку производства и товародвижения до отгрузки розничному продавцу, то теперь добавляется еще одно звено - покупателей обязывают подтверждать факт приема алкоголя, - объясняет руководитель направления перспективных разработок компании UCS Григорий Плетнев. -Они должны принимать приходные документы на алкоголь только через ЕГАИС». Таким образом, кладовщику теперь не придется заводить приходы вручную - он будет либо подтверждать накладную целиком или частично, либо отказываться от нее. Объяснения причин отказа от накладной не требуется. Для подтверждения накладной используется КЭП. На то, чтобы обработать накладную, у ресторана есть три рабочих дня. Важным уточнением является то, что требование о фиксации в ЕГАИС распространяется только на алкоголь, поступивший на предприятие после 1 января 2016 г. Занесение информации о барных остатках прошлого года не требуется.

многогранные контейнеры

Бортовой журнал

Еще одной новой формой отчетности станет Журнал учета объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции. В работе ресторанов и магазинов он также становится обязательным с 1 января 2016 г. В нем фиксируется факт открытия каждой единицы тары, в которую упакована алкогольная продукция, - не позднее следующего дня. Журнал обязательно должен быть предъявлен в актуальном состоянии по требованию проверяющей организации. Работа с ним также учтена в обновлениях складских программ. Например, система iiko формирует Журнал автоматически, вычисляя момент открытия каждой единицы тары на основе данных о продаже алкоголя и привязанных ТТК.

Журнал включает семь разделов: порядковый номер записи, дату розничной продажи, штриховой код, наименование продукции, код вида продукции, емкость и количество. «Важно обратить внимание на заполнение третьей графы, - подчеркивает руководитель отдела автоматизации предприятий питания и гостеприимства компании «1C-Рарус» Алексей Павлов. - Согласно приложению №2 к приказу ФС РАР она заполняется, только если Журнал ведется средствами личного кабинета ЕГАИС. Но для такой методики через ЕГАИС должны проходить данные не только о приходе алкоголя на точку, но и о расходе, от предоставления которых предприятия общественного питания, согласно Закону, освобождены. Поэтому рестораторы, вероятнее всего, будут использовать метод, в приложении названный «бумажным» -он считается таковым, даже если осуществлен с помощью складских программ. А «бумажная» методика вовсе не предполагает заполнения третьей графы. И отчет можно строить сводный, разделяя алкогольную продукцию лишь по видам, а не по конкретным бутылкам и маркам».

При всех этих нововведениях остается обязательной ежеквартальная алкогольная декларация, которую рестораны сдают с 2012 г. Ее формат пока не меняется: для фиксации продаж крепкого алкоголя действует форма №11, а для пива и пивных напитков - форма №12.


И другие сложности

Безусловно, как в работе с практически любой техникой, с подключением ЕГАИС не все так гладко. Во-первых, версии складских программ, используемые сейчас рестораторами, не поддерживают интеграцию с ЕГАИС. Поэтому прежде чем приступить к регистрации и получению ключей, ПО нужно обновить. Основные поставщики программ учета для ресторанов, такие как UCS, 1С и iiko, предоставляют эти обновления бесплатно. Кроме того, нужно следить и за обновлениями УТМ. Например, менеджер продукта компании iiko Евгения Белоусова рассказывает, что при попытках установить УТМ в тестовом режиме в ноябре возникали разного рода сложности - с точки зрения аппаратного обеспечения, порядка выполнения установки, а также при связи с сервером ЕГАИС. Впоследствии появилась обновленная версия УТМ и, как считают участники рынка, она может быть не последней. «Уже очевидно, что отдельные элементы системы еще требуют доработки и шлифовки, - поясняет Виталий Осипов, заместитель руководителя отдела продаж компании «iC-Архитектор бизнеса». - Вместе с обновлениями от «ЦентрИнформа» выходят и новые релизы складских программ, которые подстраиваются под данные изменения. Полагаю, что предстоит еще не одно обновление, пока система будет работать на 100%».

Стаканы с лого



По пиву

Дополнительную отчетность придется предоставлять тем ресторанам, которые варят пиво, пусть даже для самих себя. Если объем их производства составляет менее 300 тыс. декалитров в год, то им необходимо будет подтверждать отправку как оптовым поставщикам и, соответственно, приобретать для своего юридического лица еще один набор компонентов -ключ, подпись, УТМ. Те пивовары, чьи объемы производства превышают 300 тыс. декалитров в год, с 1 октября 2015 г. также должны подтверждать производство в ЕГАИС.




Еще один значимый момент касается работы УТМ -«ЦентрИнформ» оказывает техническую поддержку только внесенным в базу модулям. Сам ресторатор заключить договор с «ЦентрИнформом» не может, это осуществимо только через сертифицированного поставщика софта. Для заключения такого договора ресторатор должен внести сервисную плату, включающую, помимо услуг поставщика, абонентскую плату за техобслуживание. Рекомендованная ФГУП «ЦентрИнформ» плата за сервисное сопровождение составляет 10-15 тыс. руб. в год за каждый УТМ.


В бой!

Отсутствие подтвержденной накладной может привести к штрафам до 200 тыс. руб. и лишению лицензии и ресторатора, и поставщика. Но эта мера вступит в силу лишь после 20 апреля. По словам Александра Куликова, до этого времени никакие штрафные санкции предпринимателей не ждут. «20 апреля 2016 г. - срок сдачи алкогольных деклараций по первому кварталу, - объясняет он. - По результатам сверки данных, представленных в декларации, и данных, зафиксированных в ЕГАИС, будут делаться первые выводы. Если организация установила все необходимое для работы с ЕГАИС, но по независящим от нее причинам не смогла отчитаться, никаких наказаний применять не будут. Если же мы видим, что система не установлена вопреки требованиям действующего законодательства, то таких нарушителей ждет наказание».

Еще одним днем икс для точек розничной продажи алкоголя станет 1 июля 2016 г., когда ЕГАИС начнет контролировать продажу конкретной бутылки. В режиме реального времени штрихкод с каждой акцизной марки будет запрашивать подтверждение подлинности у ЕГАИС, а пользователь вместе с чеком будет получать напечатанный QR-код, содержащий информацию о напитке. Хорошие новости для рестораторов заключаются в том, что их это нововведение не коснется. «Эти изменения важны для ритейлеров, компаний, осуществляющих розничную торговлю, - объясняет Алексей Павлов. - Если же компания занимается оказанием услуг общественного питания, то дополнительно по отражению розничных продаж ничего предпринимать не нужно. В том числе и закупать 20-сканеры на кассы».

По словам Евгении Белоусовой, пока разработчики выявили лишь один момент, когда сканер может понадобиться ресторатору. «Если из поставки с несколькими одинаковыми бутылками вам по какой-то причине нужно принять только часть, тогда сканер пригодится: у каждой бутылки свой штрихкод, отсканировав который и перейдя на сайт ФС РАР, можно получить всю информацию о напитке. Но есть и иной выход - отказаться целиком от всех вызывающих сомнения бутылок».

Аэрозольные освежители воздуха

Источник: FoodService №12 2015г.

Этой новостью можно поделиться в соц. сетях:

Товар добавлен в корзину!
Вход
Регистрация
Каталог по брендам
Просмотренные товары
Контакты
Торговые марки
Новости
Полезное видео