Обзор рынка общественного питания (январь, 2020)

Февраля 12, 2020
Обзор рынка общественного питания (январь, 2020)
Закончился первый месяц нового 2020 года. Попробуем разобраться, что интересного происходило на рынке общественного питания в январе. Дайджест.

Быстро пробежимся по новостям за прошедший месяц, дабы вспомнить самые интересные события января.

Открытие, закрытие и расширение бизнеса

По традиции начнем с открытий. В "МЕГЕ Белая дача" в самом конце 2019 года состоялось открытие обновленного фуд-корта "Вкусный бульвар", чья площадь составляет 5 тысяч квадратных метров. На этой территории работают порядка 19 заведений общественного питания. Среди них "Кин Рамен", "Il Patio", "Теремок", "Таксим", BB&Burgers, Eat Georgian и другие. Помимо гастрономических радостей в планах проведение различных мероприятий на территории - концерты, мастер-классы, лекции, спорт.соревнования. Есть место и для маленьких посетителей.

Представители McDonald’s тоже без дела не сидят. В конце января они поделились планами относительно меню и расширения сети. На сегодняшний момент работает 650 торговых точек по всей стране. В 2020 году количество планируется увеличить до 800. А первая точка, напомним, была открыта 30 лет назад на Пушкинской площади. Также говорится о добавлении новых блюд в российские рестораны сети. Например, сырники. Не исключено, что рано или поздно среди напитков будет фигурировать и квас. Если верить Марку Карена, гендиректору российского представительства McDonald’s, продукты поставляют исключительно отечественные представители.

Между тем, Starbucks скоро откроет свои двери в столице Узбекистана Ташкенте. Пока же Alshaya Group, которая этим занимается, ищет локации и готовит необходимые документы,

Контейнеры овальные с разъемной крышкой

Новый формат

В середине месяца запустили сеть роботизированных кофеен Fibbee. Сами понимаете, тут всё авторизировано. Баристы нет - кофе готовит робот. Основной ингредиент - математическая точность. Можно заказать и всем известные виды кофе, либо предложить свой рецепт с индивидуальной настройкой ингредиентов. Скоро у кофейни появится свое мобильное приложение.

В 50 собственных московских ресторанах сеть "Теремок" 16 января запустили продажу растительных котлет и сосисок Beyond Meat. До этого были тестовые продажи, которые прошли успешно.

Создателями проекта BrightKitchen, которые занимаются развитием сети "Варламов есть", была запущена так называемая "ВкусВилка" - доставка еды из продуктов сети "Вкусвилл".

Между тем, сеть KFC заявила о намерении выходить на рынок в небольших городах России с населением от 10 тысяч человек. Само собой, площадь заведений будет небольшой, примерно 120 квадратных метров. Обновленный формат в виде 18 торговых точек уже работает в Подмосковье.

Динамика рынка

За 2019-й год 50 самых крупных групп российских ресторанов на 10,4 процента увеличили число франчайзинговых и корпоративных торговых точек. Главным фаворитом года стали мини-кофейни, отсюда и всё увеличивающийся спрос на кофе. Среди лидеров в рейтинге топ50 можно отметить One Prece Coffee, Cofix, Coffee Like, Coffee Way и "Правда кофе". Также среди лидеров года числится услуга доставки еды. Самые восстребованные - представители пиццерий (Domino's Pizza, Papa John's, "Додо Пицца".

По оценке исследователей из компании JJL, из-за развития фуд-холлов операторы заведений общественного питания стали осторожнее относиться к выбору локаций для открытия новых заведений, поскольку фуд-холлы забирают себе какую-то часть клиентов с соседних улиц.

Рассмотрим 5 главных тренденций рынка сладостей и снеков в наступившем году на основе публикаций портала Candy Industry.

  1. На первом месте - сторителлинг, то есть истории возникновения продуктов. Людям интересно узнавать связанные с ними культурные традиции или факты.
  2. Второе место - сладости должны подходить для здорового питания, быть натуральными и экологичными.
  3. Третье место - инвестиции в устойчивое развитие. Так в Японии Kit Kat стали использовать бумажные обертки вместо пластиковых, а фрукты и овощи, потерявшие товарный вид, идут в качестве ингредиентов для "здоровых" закусок и сладостей.
  4. Четвертое место - поиск баланса потребителями между сохранением здоровья и полную событиями жизнь. Отсюда ожидание, что важное направление получат снеки с биоактивными ингредиентами, которые помогают расслабиться, почувствовать бодрость или, наоборот, сделать лучше сон.
  5. Пятое место в тенденциях - специфичные текстуры продуктов, отвечающих за эффект новизны для клиента.

Теперь же поговорим о пятерке основных трендах 2020 года.

  1. На лидирующем месте - агрегаторы доставки Delivery Club и Яндекс. Ресторанам теперь не нужно самостоятельно заботиться о том, как доставить еду клиенту.
  2. Второй тренд - размытие границ между каналами. Еда теперь есть везде, где есть клиент, а не только в ресторанах. Среди активных участников рынка стали книжные магазины, продуктовый ритейл, транспортные и бизнес локации, коворкинги, заправки.
  3. Третий тренд - люди стараются больше времени тратить на себя. Помимо изучения иностранных языков, хождения в СПА, занятия спортом и тд, они так же приходят в поесть в заведения фудсервиса, однако не в компании друзей, а зачастую в одиночестве. В иностранных изданиях уже начали писать статью, как вести себя одиночкам, а также дают советы заведениям общепита, как нужно раставлять столики для одиноких клиентов.
  4. Четвертый тренд - растущая популярность кофе и снеков. Сейчас клиент ходит в кафе и рестораны не на обед и ужин, а приглушить или утолить голод. Потребление кофе идёт вместо перекуса в любое время суток. Популярная комбинация прошедшего года - кофе+десерт или выпечка.
  5. Пятый тренд - значимость различных промо и специальных предложений. Учитывая, что в России с ростом доходов у населения беда, то такие акции пользуются неплохим спросом.

Ну и закончим эту рубрику трендами отечественного ритейла.

  1. Прежде всего, в трендах рост онлайн-продаж. С июля'18 по июнь'19 он составил 33 процента. По мнению специалистов, в 2020 году ритейлеры будут также делать ставку на онлайн, а значит рост будет продолжен.
  2. Те, кто не хочет идти в онлайн, развивают свои IT-продукты для того, чтобы общаться с партнерами и клиентами, создают свои приложения.
  3. Среди трендов - и оптимизация ассортимента и её тщательный отбор. Особенно это касается магазинов "у дома", которые становятся всё популярнее. Есть два формата таких заведений. Первый - трансформация в подобие 7-eleven. В таких магазинах представлен широкий арсенал еды с минимальной глубиной - по одному виду гречки, зубной пасты, по два вида сыра и так далее. Такой подход снижает затраты, но зато в магазинах есть всё, что нужно.
  4. Второй формат - открытие универмагов с уникальными товарами, то есть производство под своим брендом. Например, как у "Пив&Ко", где появилось 44 подобных товара под маркой "Вкусно". Свои линейки есть и в X5 Retail и в Ашане.
  5. Еще один тренд - самообслуживание. В Америке и Австралии вовсю идут тесты точек с безналичной оплатой, где нет кассиров. В России также открылся магазин без продавцов "Фасоль". Таким образом, отмечают эксперты, на рынке труда всё меньше будет спрос на кассиров.
  6. Следующий тренд - рост спроса на детские товары. Мамы и папы стали чаще платить за одежду высокого качества. Франшизы магазинов детской одежды заняли 2-е место в топе самых популярных франшиз магазина за прошлый год.
  7. Стоит отметить и так называемый эко-ретейл. Бренды стали сокращать производство упаковок из пластика и в ассортименте всё больше стало появляться экологичных материалов, запускаются эко-пакеты, устанавливаются боксы по сбору одежды для переработки. В новом году SELA и Zarina вместо пакетов станут выдавать холщовые сумки.
  8. Следующий тренд - прозрачность бизнеса после внесения ряда законодательных изменений. С прошлого года стала обязательной маркировка обуви, тем самым процесс продаж стал прозрачнее. "Впрочем, это добавило новые трудозатраты, но со временем они дадут свои преимущества".
Подарочные пакеты

Эко новости

Начнем с 9 трендов устойчивого развития на ближайшее десятилетие.

  1. Всё меньше зависимость от нефти, угля и газа, которые всё больше играют роль в изменении климата. В перспективе тенденция - микрогенерация электрическа с применением возобновляемых источников энергии.
  2. Снижение энергопотребления. Стало появляться больше электромобилей (а также грузовые модели), мы переходим на светодиодное освещение, гаджеты и дома становятся "умнее" и тд. Меняется способ получения энергии и её количество.
  3. Переход на диету растительного характера. Веганство станет ещё популярнее, благо подобная диета становится всё доступнее. Альтернативой натуральному мясу становится мясо, выращенное в лабораторных условиях.
  4. Распространение восстановительного сельского хозяйства, которое нацелено на увеличение биоразнообразия, обогащение почвы, улучшение жизни экосистемы и круговорота воды.
  5. Изменение отношение к пластику. Сокращение использования упаковок из пластика окажет влияние и на бизнес, и на потребителей в 20-х годах. Тем не менее, что-то надо делать с уже нанесённым ранее ущербом экологии.
  6. Развитие переработки и компостирования. Некоторые бренды собираются производить футболки из пластиковых бутылок, тем паче материала достаточно. Они пойдут и на другие вещи - куртки, брюки, головные уборы... Главное последнее открытие - компостирование с помощью личинки черной львинки, которая в последующем может спасти нас от свалок.
  7. Осознанность клиентов и активизм молодых людей. Через соцсети всё чаще призывают к действиям бизнесменов и правительства. Поколение Z становятся влиятельными участниками жизни. Всё больше компаний в 20-е годы будут соревноваться друг с другом в вопросе снижения негативного воздействия на климат.
  8. Медленная мода. Спросом всё больше будет пользоваться пошив одежды на заказ. Всё это приходит на смену "быстрой моды" - культуры одноразовой одежды, которая надевается пару раз, а потом выбрасывается.
  9. Переход на многоразовое. Люди больше станут пользоваться многоразовыми вещами вместо одноразовых. Например, сумками. Безотходный шопинг является позитивым трендом и для бизнеса, и для клиентов.

Теперь о других экологических новостях. Теперь на упаковках появится информация об углеродном следе продуктов питания, а именно объеме выбросов парниковых газов. На некоторых товарах маркировка Quorn Foods может появится уже летом, на остальных - в следующем году.

Компания Lavazza Professional занимается разработкой нового бумажного стаканчика, который потом можно переработать с обычными бумажными отходами, тем самым сократится влияние на окружающую среду. В вендинговых аппаратах Lavazza Klix такие стаканчики появятся с февраля нынешнего года.

В России с января в кофейнях появились залоговые кружки, которые можно купить с любым напитком с собой или отдельно. Цена - 130 рублей. Подобная система уже работает в Германии и других странах.

Сеть Black Star Burger с этого года запускает проект по раздельному сбору мусора, его переработке и утилизации. В планах переработка 100 процентов отходов. Первым eco-friendly рестораном сети стала точка в Челябинске при поддержке местного движения Zero Waste.

В компании Coca-Cola выразили протест против отказа от пластика. Считается, что такой отказ может повлечь за собой риски и непредвиденные последствия. Существуют сферы, в которых пластик заменить или трудно, или невозможно, поэтому надо создать альтернативное сырье для тех областей, где отказ от пластика необходим.

Диспенсеры электронные

Новости партнеров Huhtamaki

В этом году компания Huhtamaki празднует 100-летний юбилей. Компания была создана в 1920 году в Финляндии, но сначала это была кондитерская фабрика, а сегодня - это лидер в сфере упаковки для пищевых продуктов и напитков.

И сегодня они продолжают выпускать новинки. В частности новая линейка 2-слойных стаканчиков в дизайне "Крафт". Новинки представлены в нескольких размерах - 200, 300 и 400 миллилитров.

Поздравляем всех нас и, конечно, компанию Huhtamaki с юбилеем!


Этой новостью можно поделиться в соц. сетях:

Товар добавлен в корзину!
Вход
Регистрация
Каталог по брендам
Просмотренные товары
Контакты
Торговые марки
Новости
Полезное видео