Кофейный год

Июля 27, 2017
Кофейный год
Под 80 ведущими брендами в Европе работает более 14 тыс. кофеен – на 5,5% больше, чем по итогам предыдущего года. В тройке европейских лидеров – вновь Costa Coffee, Starbucks и McCafé, при этом McCafé пришлось потесниться со второго места, уступив его Starbucks. Представляем традиционное ежегодное исследование от нашего партнерского журнала «FoodService Europe & Middle East».

В 2016 г. общее количество кофеен, работающих под десятью ведущими брендами в Европе, выросло на 5,5% и скоро достигнет отметки в десять тысяч. Лидер рейтинга - Costa Coffee: 2512 заведений в 14 странах. На втором месте Starbucks - 2216 кофеен, замыкает тройку лидеров McCafe - 2058 точек.

В десятке лидеров вновь представлены три бренда кофеен, созданных в Греции. В 2016 г. только одна сеть в десятке лидеров отмечает снижение количества торговых точек - российский бренд «Шоколадница».

Бумажные стаканы для кофе и чая

Второй год подряд в рейтинге участвуют 80 брендов. Под этими брендами работают 14 137 кофеен. В 2016 г. рост количества торговых точек составил 5,5%. SaboreateyCafe (+69%) и Coffee Fellows (+60%). В абсолютном исчислении первые места занимают Starbucks (+200 точек), Costa Coffee (+128) и Coffee Fellows (+61).

Все больше кофебаров предлагают кофейные зерна single origin (единого происхождения) - новый стандарт качества на рынке. Крупные игроки используют эту тенденцию в том числе для отстройки от конкурентов. Таким образом другим концепциям, предлагающим кофе: сэндвичным, автозаправкам и пекарням - становится сложнее соперничать с ними в качестве продукта. Этому способствует и постоянно совершенствующееся высококлассное оборудование: ручные фильтры, кофеварки кемекс, фильтродержате-ли, автоматическое оборудование -список можно продолжить.

Лидер мирового рынка, Starbucks, в прошлом году представил кофе, приготовленный холодным способом (cold brew), на ряде национальных рынков. Компания также демонстрирует новый способ приготовления - нитрокофе, раньше его предлагали только в кофейнях третьей волны. Для его приготовления кофе, заваренный холодным способом, разливается с помощью специального аппарата. Costa Coffee также работает над индивидуализацией своего предложения.


Десятка лидеров

1. Costa Coffee в 2016 г. удалось сохранить лидирующие позиции в Европе. Количество точек сети выросло на 5,6%, и компания, принадлежащая британской группе Whitbread Group, вот уже шестой раз занимает первое место в европейском рейтинге кофеен.

Компания продолжает работать над развитием Costa pronto - концепции быстрого обслуживания, а также заведений формата drive-through. В Великобритании работает уже более 40 кофеен Costa с окном для обслуживания автомобилистов. Недавно компания представила два новых варианта кофеен: Costa Fresco, где основу предложения составляет еда, и новое поколение кофебаров. Пилотное заведение открылось в октябре 2016 г. в лондонском районе Уондсворт. «Фишки» заведения: особые виды кофе (единого происхождения, приготовленный холодным способом), расширенный ассортимент закусок, новый дизайн, работа допоздна (со стойкой со спиртными напитками и закусками).

На рынке Польши Costa Coffee отмечает рост, измеряющийся двузначными числами. В Германии компания открыла первую точку -в принадлежащем Whitbread отеле Premiere Inn во Франкфурте. Особенно успешно идет развитие системы Costa Express: в сентябре Планируется установить еще 1250 машин Costa Express по всему миру.

Количество активных участников клуба Coffee Club достигло 5,1 млн; уже более 400 тыс. человек активно пользуются фирменным приложением. Costa Coffee стала партнером запуска Android Pay и Apple Pay и работает над расширением мобильных платежей.

Спрос на кофе по всему миру растет, поэтому британская группа Whitbread Group увеличила свой обжароч-ный завод: запуск расширенного производства состоялся в марте 2017 г. и стал знаковым событием для компании. Инвестиции в проект составили 38 млн фунтов стерлингов.




SCA: World of Coffee 2017 в Будапеште

В январе 2017 г. американская ассоциация Specialty Coffee Association of America (SCAA), созданная в 1982 г., и европейская Specialty Coffee Association of Europe (SCAE), основанная в 1998 г., официально стали единой организацией. SCA - ассоциация, основанная на членстве; ее главные принципы - открытость, вовлеченность и обмен знаниями. Она проводит целый ряд мероприятий, в том числе World of Coffee - это событие пройдет в Будапеште с 13 по 15 июня 2017 г. «В Будапеште ожидается множество интереснейших соревнований, - рассказывает директор по коммуникациям SCA Андра Влайцу. - Растет популярность мирового чемпионата по латте-арт (World Latte Art Championship), он привлекает все больше участников, и в этот раз мы организуем дополнительный полуфинальный раунд с подачей свободным вливанием». Кроме того, по ее словам, в этом году в чемпионате World Brewers Cup есть нововведения - прежде всего это более жесткий контроль качества. «На чемпионате World Coffee in Good Spirits Championship меняются требования к оборудованию, чтобы повысить доступность участия, и впервые предварительный тур Spirit Bar пройдет отдельно, в баре Innio, вечером 13 июня, - продолжает Андра. -На мировом чемпионате World Cup Tasters Championship Габриэль Цеспедес попытается третий раз подряд сохранить чемпионский титул - в сети будет доступна прямая трансляция состязания. Чемпионат по варке кофе по-турецки Cezve/Ibrik Championship также пройдет в Будапеште, правила по подаче и оценке также были изменены, чтобы создать равные условия для всех участников и дать им возможность проявить свои творческие способности».




2. Сеть Starbucks в Европе в 2016 г. выросла почти на 10%. Крупнейший в мире бренд кофеен попал на первые полосы газет в Германии. Весной 2016 г. почти 140 заведений, управлявшихся непосредственно компанией, были куплены польским оператором AmRest. Это одна из крупнейших ресторанных компаний Европы, в 2016 г. ее выручка достигла 1 млрд евро. В I квартале 2017 финансового года (окончившегося 1 января 2017 г.) Starbucks отмечает рост сопоставимых продаж по всему миру на 3%. Рост составил 3% в США, 5% - в Китае и Азиатско-Тихоокеанском регионе. Спад продаж наблюдался только в регионе ЕБВА (Европа, Ближний Восток и Африка): здесь в рассматриваемый период сопоставимые продажи компании снизились на 1%. По всему миру открылось 649 новых кофеен. На конец I квартала 2017 г. под брендом Starbucks работали 25 734 заведения в 75 странах.

В апреле 2017 г. Говард Шульц покинул пост главы компании, чтобы заняться развитием проекта Roasteries. Концепция премиум-класса была впервые представлена в Сиэтле в 2014 г. В план развития компании на ближайшие десять лет входят следующие ключевые направления: My Starbucks Barista (инструмент для коммуникаций с использованием искусственного интеллекта), Starbucks Rewards (расширение программы лояльности), Cascara Latte (напиток из мякоти кофейных ягод), Sous Vide Egg Bites (новые предложения для завтрака), биосупы (расширение Starbucks Bistro Box), Teavana (линейка чая для розничной продажи), Roasteries (открытие в Шанхае, Токио, Нью-Йорке и Милане), открытие 12 тыс. новых кофеен, отдельно стоящие заведения Princi Stores (в партнерстве с итальянской пекарней), активное развитие в Китае (не менее одного нового заведения в день).

3. McCafe. Концепция «магазина в магазине» компании McDonald's в 2016 г. расширила сеть на 43 заведения. Созданная в Австралии, теперь она представлена в 26 странах Европы. Немецкий рынок остается лидирующим по размеру сети и объему продаж, но впервые количество заведений McCafe в стране немного уменьшилось.

Продукцию из ассортимента McCafe предлагает все больше ресторанов McDonald's, даже те, где нет отдельного кофебара. К примеру, в Швейцарии ассортимент кофебаров включили в предложение McDonald's по всей стране. Количество McCafe по всему миру оценивается в 5000, при этом ресторанов McDonald's на планете насчитывается почти 37 тыс.

Контейнеры овальные с разъемной крышкой

Развитие кофейного направления было одной из ключевых тем на последнем Дне инвестора, проведенном компанией в Чикаго. Говорилось о превращении случайных посетителей в лояльных клиентов, расширении своего присутствия в менее развитых категориях, а также о более агрессивной конкурентной стратегии, тем более что на многих рынках по всему миру спрос на кофе и снеки McCafe намного превышает предложение.

4. Tchibo, немецкая компания - обжарщик кофе, снова увеличила свое присутствие в Европе. Почти 500 из 840 кофеен формата «магазин в магазине» расположены в Германии, кроме того, компания представлена еще в семи странах. Программа сокращения расходов Fit for Growth, запущенная в 2015 г., продолжится до конца 2017 г.

5. Британская сеть Caffe Nero выросла почти на 3%. Бренд представлен в шести европейских странах, в Польше он присутствует под названием Green Caffe Nero (42-е место в рейтинге). Летом 2016 г. Caffe Nero купила концепцию Harris + Hoole у крупнейшей в Британии сети супермаркетов. Из 43 заведений 31 расположено в магазинах Tesco. Основатель и президент Caffe Nero Джерри Форд так прокомментировал это приобретение: «Для нас это слияние станет началом новой, захватывающей главы в истории обоих брендов. Harris + Hoole, как и Caffe Nero, - это синоним кофе высочайшего качества. Это, а также наши совместные усилия по воспитанию преданных делу, профессиональных бариста станет основой для развития бренда на ближайшие годы».

6. Консолидация бренда «Шоколадница» продолжается. В конце 2016 г. российская сеть насчитывала на 5% меньше заведений, чем в предыдущем году (2015 г.: -12%). В России «Шоколадница» - самый распространенный бренд в сегменте кофеен. Владелец компании - Александр Колобов. По данным СМИ, в 2015 г. он привлек в качестве инвестора фонд Acmero Capital. Колобов также развивает сеть «Кофе Хауз» (16-я позиция в рейтинге).

7. Греческая концепция Coffee Island продолжает расширение. «Мы смогли увеличить долю рынка, создавая новые тренды, а не следуя существующим, - рассказывает директор по развитию сети Ахиллеас Лазару. - Приоритеты потребителей изменились под влиянием рецессии, но мы были готовы к этому и сумели предложить отличное соотношение цены и качества». По его словам, три основных тренда на рынке кофеен следующие: персонализация предложения, построение личных отношений между брендом и потребителем; адаптация сетей под ведущими брендами к трендам, задаваемым кофейнями третьей волны; рост потребительских ожиданий и требований к качеству кофе. В прошлом году Coffee Island вышел на рынок Канады: кофебар под этим брендом открылся в Торонто.

8. Еще один лидер греческого происхождения - Gregory's. «Год был достаточно стабильным, наши продажи незначительно выросли, - рассказывает директор по коммуникациям Антонис Ампатзис. - Что касается расширения сети, оно шло стремительными темпами: мы открыли 30 новых заведений в Греции и на Кипре». С его точки зрения, наибольший потенциал для развития -электронные заказы кофе и снеков, холодный кофе (заваренный холодным способом, фредо, фильтр-кофе со льдом) и безлактозное и/или веганское молоко для капучино. «Доставка кофе на дом или в офис - одна из основных возможностей развития нашего бизнеса в ближайшие годы, -отмечает Ампатзис. - Потребители поняли, что дома или в офисе сложно получить кофе того качества, как готовят в кофейне. Они привыкли к отличному кофе, и сваренный дома кофе среднего качества их уже не устраивает».

9. Espresso House, концепция, основанная в Швеции, открыла 40 новых заведений и вышла на датский рынок. Совместно с сетью Baresso Coffee компания планирует составить сильную конкуренцию Starbucks. Сеть была основана в Швеции в 1996 г. В 2012 г. Чарльз и Элизабет Аскер продали компанию фонду прямых инвестиций Herkules.

Столовые приборы

С 2015 г. Espresso House стал частью люксембургского холдинга JAB Holding. JAB также владеет Baresso Coffee, ведущей сетью эспрессо-баров Дании.

10. Третий греческий бренд в десятке лидеров - Everest. Этому бренду удалось увеличить свою сеть почти на 6%. «Из-за рецессии греческие потребители стали намного более чувствительны к ценам», -так описывает директор по маркетингу сети Михаэль Скардасис прошедший год. Кроме того, в 2016 г. наблюдался рост продаж навынос.

Источник: FoodService №5 2017г.

Этой новостью можно поделиться в соц. сетях:

Товар добавлен в корзину!
Вход
Регистрация
Каталог по брендам
Просмотренные товары
Контакты
Торговые марки
Новости
Полезное видео